«Папа открыл двери, чтобы показать трех гигантских скорпионов»: каково расти, когда твой отец — Рэй Харрихаузен

В день столетия со дня рождения Рэя Харрихаузена его дочь вспомнила о жизни дома с главным создателем голливудских монстров.

Модель поведения: Рэй Харрихаузен анимирует скелет в 1958 году
Модель поведения: Рэй Харрихаузен анимирует скелет в 1958 году

Однажды жарким летним утром Ванесса Харрихаузен распахнула дверь гаража и столкнулась лицом к лицу с 74-летней гориллой. Это был 2008 год, и она приехала в Лос-Анджелес, чтобы освободить старый склад, принадлежавший ее отцу, Рэю Харрихаузену — пионеру спецэффектов, чьи стоп-моушен творения в таких фильмах, как «Ясон и аргонавты» и «Битва титанов», расширили возможности кино в плане зрелищности и волшебства. С тех пор как он переехал в Лондон в 1960 году, склад оставался нетронутым, и спустя почти полвека он не может вспомнить, что он в нем оставил.

«Отец был тем, кого сегодня мы бы назвали немного барахольщиком», — говорит Ванесса, которой сейчас 55 лет (прим.: исходный текст опубликован 27 июня 2020 года). «Он сохранял все. Но, слава богу, что сохранил».

Горилла была почти полметра ростом, сделана из папье-маше и черного войлока, а с ее запястий свисали остатки ниток от марионетки. Это был также — как обнаружила Ванесса по возвращении — первый монстр, которого сделал ее отец. Он сделал его в возрасте 13 лет после того, как родители взяли его посмотреть фильм «Кинг-Конг» в 1933 году. Это впечатление оставило в нем чувство, что именно этим он будет заниматься всю оставшуюся жизнь, чем бы это «это» ни было. Работы Харрихаузена оказали подобное влияние на целые поколения кинематографистов, от Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга до Питера Джексона и Гильермо дель Торо. Без Рэя Харрихаузена, скорее всего, не было бы «Звездных войн», — сказал однажды Лукас.

И поэтому, справедливости ради, стоит сказать, что эта лохматая, громадная обезьяна была чем-то вроде поворотной фигуры в истории кино. Однако, когда Ванесса вручила своему отцу в Лондоне, воссоединение не было особенно эмоциональным. Он простонал: «Боже мой, никому нельзя это показывать, это ужасно!», — говорит Ванесса. «Но я объяснила ему, что, как бы плохо ему это ни казалось, важно, чтобы молодые начинающие кинематографисты, которые знают только его классические фильмы, смогли увидеть, что каждый должен с чего-то начинать». Среди других ранних работ, извлеченных из гаража, были ухмыляющаяся кукла-скелет — далекий предок кукол из «Аргонавтов» и «Седьмого путешествия Синдбада» — и пещерный медведь, шкура которого была переделана из шубы бабушки Рэя, очевидно, с ее согласия.

Все три фигуры будут представлены на предстоящей выставке в Шотландской национальной галерее современного искусства, посвященной столетнему юбилею Харрихаузена (он родился 100 лет назад в этот понедельник, а умер в возрасте 92 лет в 2013 году). Они также представлены в книге «Рэй Харрихаузен: Титан кинематографа» — сопроводительной книге, написанной Ванессой о детстве, проведенном в окружении самых страшных и фантастических существ кино.

Ванесса с некоторыми из творений своего отца
Ванесса с некоторыми из творений своего отца

Она родилась через четыре года после переезда родителей в Великобританию, куда Харрихаузен приехал, чтобы усовершенствовать революционный процесс, названный им Dynamation, который позволял плавно переносить фигуры из мультипликации в кадры с живыми актёрами. В дальнейшем он стал тем, кого Ванесса описывает в книге как «индустрию одного человека», создавая эффекты необычайной сложности и величия с минимальной помощью и в удивительно скромных условиях.

Во время школьных каникул она приезжала к отцу на съемочные площадки по всему миру, где снималась «плоть и кровь» определённых сцен. (Существа добавлялись в кадр позже в его студии, оживали кадр за кадром, а кадры живого действия нарезались на проекции и использовались в качестве переднего и заднего плана). Летом, когда Ванессе было восемь лет, она смотрела «Золотое путешествие Синдбада», которое снимали на Майорке.

Она до сих пор помнит, как во время перерыва в съемках бродила по храму Кали и до смерти перепугалась, наткнувшись на одного из зеленокожих туземцев во время обеденного перерыва. Во время «Битвы титанов», последнего фильма ее отца, ей было 15 лет, и она смотрела дубль за дублем, как одного из людей Персея пронзает стрела Медузы и он падает лицом вперед в яму с пузырящейся кислотой.

Увеличенная копия Медузы из фильма 1981 года «Битва титанов». Фото: Питер Макдиармид
Увеличенная копия Медузы из фильма 1981 года «Битва титанов». Фото: Питер Макдиармид

«Бедняге приходилось каждый раз вытираться и заново красить лицо», — говорит она. «На съемках все было не очень гламурно. Приходилось много ждать, а когда звучал звонок, ты замирал на месте и не издавал ни звука».

Алхимия происходила в их скромном доме в Лондоне. Мастерская Харрихаузена представляла собой переоборудованную свободную спальню, где к одной стене был придвинут верстак, заляпанный краской, а по другим были разбросаны эскизы и раскадровки. Ванесса вспоминает, как сидела на маленькой кушетке и смотрела, как ее отец рисовал и строил часами напролет. На протяжении всей своей карьеры он избегал закулисных фотографий, боясь, что они разрушат созданные им иллюзии, но этой одинокой маленькой зрительнице — единственному ребенку Рэя и его жены Дианы — разрешил. Однажды, когда она вела себя особенно хорошо, он позволил ей залезть в банку и выбрать несколько глазных яблок для незавершенной работы.

Его дни, вспоминает она, были «очень упорядоченными», и он часто начинал работу до рассвета, если не мог заснуть из-за размышлений над определенной сложной последовательностью или дизайном модели. «Но он всегда спускался вниз на обед, а мама приносила ему огромное количество чашек кофе или чая в течение дня».

Модели скелетов для фильма «Язон и аргонавты». Фото: Фонд Рэя и Дианы Харрихаузен<br />
Модели скелетов для фильма «Язон и аргонавты». Фото: Фонд Рэя и Дианы Харрихаузен

Каждое из его созданий начинало свою жизнь здесь — сначала в виде рисунков, затем в виде металлического каркаса, известного как арматура, который в конце концов покрывался жидким вспененным латексом, затвердевающим в печи, которую он сам построил для этой цели. Однажды, во время съемок фильма «Синдбад и глаз тигра», это жизненно важное оборудование сломалось, поэтому в ход была пущена меньшая печь на кухне. «Начиная с жареного цыпленка в тот вечер, каждое блюдо, которое мы ели в течение нескольких недель, имело вкус резины», — смеется Ванесса. «Это была одна из тех вещей, с которыми приходилось мириться в доме Харрихаузенов».

И все же, несмотря на усилия, затраченные на создание своих существ, он не дорожил ими после того, как они отслужили свое, и позволял Ванессе играть с ними, как с куклами. Гигантский крокодил из «Трех миров Гулливера» был ее любимцем, пока отец не разобрал его на запчасти: после этого она обратила свое внимание на тираннозавра и циркового слона, которые сражаются в фэнтезийном вестерне 1969 года «Долина Гванги». Она прозвала слона Пинки и была убита горем, когда посмотрела готовый фильм и увидела, как его доисторический «друг» загрыз его до смерти.

Тем не менее, ее отец смог вернуть его к жизни. Дома «Пинки» обожал конфеты Maltesers, и совершенно точно именно он воровал их, когда Ванесса отворачивалась. Ей даже разрешали брать существ Гванги на прогулки, и она вспоминает, как возила их по продуктовому залу Harrods в детской коляске во время шопинга с мамой.

«Однажды мы стояли в очереди у прилавка с рыбой, и тут подошли две старушки и захотели посмотреть на мою куколку», — рассказывает Ванесса. «Они откинули полог на коляске и увидели фотореалистичного тиранозавра высотой в фут. Они так отчитали мою маму: «Это неправильно, что она ходит с этими ужасными вещами», и все в таком духе. Но это было то, что я знала. Они не пугали меня, я просто считала их удивительными».

Ранняя модель тираннозавра Рекса авторства Рэя Харрихаузена. Фото: PA
Ранняя модель тираннозавра Рекса авторства Рэя Харрихаузена. Фото: PA

Только два творения ее отца вызывали у нее беспокойство: Медуза и Кракен, оба из «Битвы титанов». Но одноклассникам регулярно приходилось держать себя в руках во время визитов. "Помню один прекрасный солнечный день, когда мы с подругой пили чай в комнате с телевизором, а папа открыл двери в сад и показал трех гигантских скорпионов, сушившихся на террасе. Он расположил их так, будто они вот-вот набросятся".

В этом заключалась часть секрета Харрихаузена: создавать арматуру своих существ таким образом, чтобы они двигались реалистично, несмотря на присущую им необычность. В подростковом возрасте он написал Уиллису О'Брайену — новаторскому художнику по спецэффектам, создавшему оригинального Кинг-Конга, который позже дал ему первую серьезную работу над другим большим фильмом о гориллах, «Могучий Джо Янг» 1949 года. Его будущий наставник дал ему следующий совет: чтобы создать великую анимацию, нужно сначала понять анатомию. Для Харрихаузена это стало увлечением на всю жизнь. Ванесса вспоминает, как проводила выходные с отцом в Музее естественной истории и Лондонском зоопарке, изучая животных в их живом, скелетном и таксидермическом виде.

Она также вспоминает, как в 13 лет с изумлением смотрела фильм «Синдбад и глаз тигра» и поняла, что бабуин на экране — это своего рода аватар тех, за кем они с отцом часами наблюдали в зоопарке. До этого она смутно понимала, что оживление существ — «это то, чем занимался папа». Но впервые она осознала все последствия этого.

«Я видела, как это животное прошло путь от проекта на бумаге до модели, а потом вдруг стало двигаться на экране», — говорит она. И я поняла: «Боже, это же одно и то же».

[перевод Oldfag TV, источник — The Telegraph]

88 показов
2.2K2.2K открытий
44 репоста
14 комментариев

В детстве обожал смотреть синбада, если порыться в хламе, можно даже найти касеты которые с дедом записывали, помню время когда по 1 каналу фильмы показывали а не всякий шлак:) Ещё был фильм миллион лет до нашей эры, тоже кстати Харрихаузен руку приложил.

Ответить

Сейчас вспомнил что оказывается смотрел с дедом Синбада и не раз.

Ответить

Блин, эпоха практических спецэффектов - это, конечно, офигенное было время. Когда смотришь, как всё это создавалось - челюсть отваливается, как люди умудрялись делать такие крутые штуки буквально из говна и палок! Графон, каким бы крутым он ни был, по-прежнему мало где смотрится так же реально, как некоторые из лучших работ того же Стэна Уинстона, например.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Харрихаузен офигенный. Половина Голливуда благодаря нему пришла в кино :)

Ответить

Блин, это же тот чувак который у Брэдбери фигурирует в его Венецианской трилогии

Ответить