• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Дуа, которую нужно читать зимой

Время чтения: 8 мин
14400

Думаю, все согласятся с тем, что окружающая нас природа создана гармоничной и прекрасной. Восходы и закаты солнца, многоцветие радуги на небе, узоры, написанные инеем на стекле в морозный день, шум дождя по листьям, пестрящая цветами лесная поляна – все это не может не восхищать неравнодушного к красоте человека.

Мы знаем, что наш мир появился не в результате сочетания различных случайных событий и процессов, его произвела на свет единая Воля и Могущество нашего Творца. Поэтому, когда верующий человек любуется великолепием окружающего мира, он неизбежно задумывается о Своем Создателе, вызвавшем из небытия все это многообразие жизни и красоты.

В Священном Коране Аллах много раз напоминает людям о том, что земной мир был создан не для забавы, но для того, чтобы люди, глядя на него, извлекали определенные уроки, природные явления – это знамения для размышляющих людей.

Во всех частях земного шара каждый год регулярно сменяют друг друга определенные природные циклы – тепло и холод, дождь и снег, ветер и затишье. В зонах умеренного климата – к которым относятся многие регионы нашей страны – эти изменения выражены особенно ярко в смене четырех времен года.

Каждый год земля на определенный срок покрывается снегом, каждый год приходит весна, принося с собой тепло, пробуждающее природу к новой жизни, за ней следует лето с обильными дождями и ярким солнцем, осень, когда в садах поспевают плоды, а на деревьях желтеют листья. И под конец опять приходит зима, когда вся природа отдыхает, чтобы к весне собраться с новыми силами для продолжения жизни.

О чем мы можем задуматься, видя, как очередной природный цикл подошел к концу с наступлением зимы?

1) Разумеется, природа и весь материальный мир напоминают нам, прежде всего, о временности и скоротечности нашей жизни. Совсем еще недавно, кажется, распускались почки, зеленели листья на деревьях, в садах и огородах зрели овощи и фрукты, но вот уже приходит осень, убран урожай, листья с грустным шорохом облетают с деревьев на черную, голую землю, дует холодный ветер, - и уже не верится, что когда-то придет весна и вновь засияет теплое солнышко.

«По примеру (скоротечности) земная жизнь подобна воде, которую низвели Мы с неба [как дождь]: смешались с нею [с той водой] (и выросли) растения земли, от которых питаются люди и животные.

Когда же земля приобретает свой убор [покрывается зелёными растениями и цветами] и разукрашивается [становится красивой], и (когда) подумали обитатели её, что они властны над ней [что будут собирать урожай и есть плоды], приходит к ней Наше повеление [наказание] ночью или днём, и делаем Мы её пожатой [ничего не оставляем на ней], как будто бы и не была она богатой вчера.

Так [как Мы привели пример этой жизни] распределяем Мы знамения для людей, которые размышляют (о том, что им поможет в этом мире и в Вечной жизни)!» (сура Юнус, 10:24).

Таким же образом дело обстоит и с человеческой жизнью. Все начинается с детства – весны нашей жизни: вот ребенок появляется на свет, становится на ножки и делает первые шаги, изучая окружающий мир, затем, уже набравшись сил, он играет, бегает, учится, набирается знаний для будущей жизни.

Затем приходит жизненное лето - молодость, пора расцвета ума и способностей, - когда молодые люди получают профессию, поступают на работу, влюбляются, строят семью.

Осень – средний возраст, пора зрелости и подведения первых итогов, когда человек видит плоды своих трудов – профессиональной деятельности, карьеры, семейной жизни, рядом с ним подрастают его дети, и он старается вложить силы в их будущее.

Но вот уже наступает старость – зима нашей жизни, – когда силы постепенно покидают организм, напоминают о себе болезни и немощи, подводит память, постепенно умирают родные и друзья, и человек поневоле задумывается о том, что скоро придет его очередь покинуть этот мир.

К сожалению, люди часто забывают о том, что жизнь скоротечна, поэтому бегут по жизни, не задумываясь, не оглядываясь назад, не думая о будущем, о последствиях своих поступках. Но когда наступает зрелый возраст – время подвести итоги, оказывается, что жизнь прошла впустую, никакого результата человек не добился, пользы никому не принес, и когда подойдет старость и смерть, никакое приятное воспоминание о сделанном добре не будет греть его душу.

«Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспослали с неба. Земные растения впитывают её, а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Воистину, Аллах способен на всё» (Коран, 18:45-46);

2) Второй урок, который преподают нам циклы времен года – это урок надежды. Кто из нас сейчас, глядя из окон домов и офисов, на занесенный снегом двор, поникшие голые кусты и деревья, может верить в то, что через несколько месяцев деревья вновь покроются свежей листвой, а земля - зеленой травой?

Так и в жизни, кто из людей верит, что после смерти – зимы жизни, будет какая-то новая, другая жизнь, когда мертвые воскреснут, и люди опять будут молодыми, здоровыми и красивыми? Но, тем не менее, после зимы всегда приходит весна и лето, а после смерти – хотя мы пока что не можем этого видеть, когда-то наступит новая, лучшая жизнь в будущем мире.

«Из Его знамений (которые указывают Его единственность и могущество) то, что ты видишь землю смиренной [безжизненной], а когда же Мы низводим на неё воду, она [земля] приходит в движение (от того, что из неё прорастают растения) и разбухает она [земля] (насыщаясь водой). Поистине Тот, Кто оживил её [Аллах], однозначно, оживит и умерших. Поистине, Он мощен над всякой вещью» (сура «Разъяснены», 41:39).

3) Третий урок, который мы можем извлечь из наблюдений за природой, - это урок терпения и трудолюбия. Как терпеливо и старательно пробиваются ростки травы из сухой земли, иногда они способны пробить даже асфальт и камень!

Каждый земледелец знает, что, если он хочет получить осенью богатый урожай, он должен не покладая рук трудиться весной и летом, постоянно ухаживая за своим садом и огородом – опускать в землю семена, саженцы, поливать их, рыхлить землю, выпалывать сорняки, вносить удобрения.

Так и в жизни – если человек хочет в старости наслаждаться покоем и семейным счастьем, он должен для этого не покладая рук трудиться в юности и зрелости – вкладывая силы в свое образование и карьеру, заботясь о семье и детях.

4) Природа также являет нам знамения милости и гнева Аллаха. Как приятно ласкает наши лица прохладный ветерок, как освежающе действует дождь на потрескавшуюся землю в знойный день, как тихо и безмятежно на душе, когда мы видим мягкие хлопья снега, кружащиеся в воздухе и тихо оседающие на землю.

Все это напоминает нам о милости и милосердии Аллаха – Который посылает блага всем людям в этой жизни, хорошим и плохим, добрым и злым, Который многократно готов прощать и принимать нас, если мы отступаем от Него своими грехами и огорчаем Его непослушанием. Все эти знамения внушают нам надежду на Его милость и любовь к нам.

Известно, что когда начинался дождь, Пророк Аллаха (мир ему и благословение) благодарил Всевышнего за Его милость к людям и другой живой природе:

اللهم صَيبًا نافِعا

Аллахумма, сайибан нафи'ан!

«O Аллах, да принесет этот дождь пользу!»

Наоборот, сильные порывы ветра, грозные раскаты грома и яркий блеск молнии в грозу, опаляющая жара и холодный жгучий морозный ветер напоминают нам о Его гневе, который может постигнуть нас, если мы будем продолжать испытывать Его терпение Своими дурными делами.

Передается, что, когда гремел гром перед началом грозы, Пророк (мир ему и благословение) прекращал разговор и произносил:

سبحان من يسبّح الرّعد بحمده, والملائكة من خيفته

Субхану манн йасбухи арра’иду бихамдихи, ва альмаляикату манн хайфатух.

«Пречист Аллах от всего неподобающего, приписываемого Ему, Он – Тот, Которого восхваляют гром и ангелы, испытывая страх перед Ним».

При грозе Пророк (мир ему и благословение) произносил:

اللهم لا تَقْتُلْنا بِغَضَبِك وَلا تُهْلِكْنا بِعدابِك وعافِنا قَبْلَ دلِك

Аллахумма ля тактульна би гадабик ва ля тухликня би адабик ва афина кабля далик

«О Аллах! Не убивай нас своей злостью, и не уничтожь нас своим наказанием. Спаси нас от твоего наказания».

5) И последний урок, о котором следует подумать: временная красота природы, которая так восхищает нас, является отражением вечной красоты Рая, а грозные явления природы, как сильная жара или обжигающий холод – это напоминание об огне или, наоборот, морозе Ада.

В хадисе сказано: «Адский огонь пожаловался своему Господу: «Господь мой, одна часть меня пожрала другую, позволь мне отдышаться». И Аллах позволил ему делать два выдоха: один выдох летом, а один зимой. Если вы почувствуете мороз и холод, то это от адского выдоха, и если летом почувствуете жар и пекло, то это тоже из-за адского выдоха. Воистину, сильная жара – это дуновение Ада (Замхарир)».

В другом хадисе говорится: «Дыхание Ада зимой – это мороз, а его дыхание летом – палящая жара».

Ибн Аббас сказал: «Обитатели ада будут просить спасения от жары, и в помощь им дадут холодный ветер, который будет настолько сильным, что от него будут ломаться кости. Тогда обитатели ада снова взмолятся и попросят жары».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил:

«Когда верующий произносит следующее дуа, Аллах Тааля говорит Аду:

«Один из Моих рабов просил Меня освободить от твоего замхарира – холода ада, и Я свидетельствую тебе, что Я его освободил».

Дуа, которое нужно читать в холодный день:

«Ля илаха илла Аллаху, ма ашхадда барда хазха аль-йаум, Аллахумма аджирни мин замхарири джаханнам».

«Нет Бога, кроме Аллаха. Никогда не было так холодно, как в этот день. О Аллах, освободи меня от холода Ада!»

Пусть Всевышний Аллах дарует нам мудрость быть людьми размышляющими, которые смогут извлечь нужные уроки из Его знамений.

Анна (Муслима) Кобулова

Социальные комментарии Cackle