Рецензия: Александр Розенбаум - «Симбиоз» ***
2019, United Music Group
В этом альбоме Александр Розенбаум читает под музыку свои стихи. Это не те стихи, которые могли бы стать песнями. Иногда это вообще не стихи: когда Александр Яковлевич вспоминает детство или размышляет о родителях, он от волнения забывает о рифмах и размере - и тогда его жанр начинает называться подзабытым словом «мелодекламация». В стихах Розенбаум невероятно нежен, вовсе не брутален, хотя и мудр - и по первым трекам сборника кажется, будто это лайт-версия автобиографии. «Я хотел бы проснуться утром» - трогательные воспоминания о семье, «Ах, какая вокруг красота» - признание в любви к Алтаю, «Хороший кусок мяса» - мини-сага о гастрономических предпочтениях автора, причём с неожиданным тревожным концом, по-докторски предупреждающим о вреде излишеств.
Стихотворение «Как рождается песня» продолжает серию «воспоминаний и размышлений» Александра Розенбаума: описание процесса рождения песни довольно любопытно, хотя и намекает прозрачно на божественное происхождение вдохновения. «Кино», «Молодой рекой», «Удивительное слово» (о детстве и «дедстве»), «Скучаю по школе», «Пишу, стираю», «Количество прожитых лет», - здесь автор добродушен, ностальгичен и даже где-то благостен. Слушатель, возможно, забеспокоится, а куда же подевался тот Розенбаум, который «гулять так гулять, любить так любить, стрелять так стрелять». Беспокоиться об этом не нужно - никуда «тот» Розенбаум не делся, просто он попозже подойдёт.
Да вот хотя бы девятый трек «По холодным дождям»: в голосе декламатора появляется сталь, в строчках - свинцовые ужасы гражданской войны. Восьмиминутный номер недолго маскируется под произведение про события столетней давности. Строчки типа «пронесём по планете свою безграничную ненависть» предполагают более широкое и вневременное восприятие. «Конечно, я служил неидеально» - деловитая исповедь нераскаявшегося сталинского палача. Розенбаум никаких новых горизонтов в этой теме не открывает, но сам факт его обращения к ней говорит о многом. «Когда-нибудь всё повторится сначала» - 11-минутная антиутопия о возвращении идей Ленина-Сталина-Гитлера.
На финал Александр Яковлевич оставил свои размышления на религиозные темы («Я возвращаюсь из небытия», «Христианин ты», «Небесная канцелярия»), а также «Неформат» с критикой этого понятия. Правда, резкостей нынешний Розенбаум себе почти не позволяет - вместо острой критики он транслирует скорее досаду.
Довольно любопытен подбор аккомпанирующей музыки. Она совершенно не похожа на те жанры, с которыми ассоциируются песни Розенбаума, зато вобрала в себя черты классики, акустических сюит, фортепианных пьес, ретро-эстрады: в зависимости от тематики музыка меняется, но нигде не перетягивает на себя одеяло и не выходит на первый план. Впрочем, слово «симбиоз» не зря вынесено в заголовок диска: аккомпанемент вроде незаметен, но очень важен.
Алексей Мажаев, InterMedia
Рецензия на клип Зои «Философия»: Настоящая женщина должна сделать три вещи, а не думать, как дура, о шубе
2024, «Ленинград».
Оценка: 7 из 10.
Сергей Шнуров в последнее время слишком увлёкся работой по принципу «утром в газете – вечером в куплете», выпуская несмешные злободневные песни и копеечные клипы на них. В «Философии» он резко отходит от этой философии. Песня – по крайней мере её припев – наводит на мысли, что Шнур попробовал вновь написать большой хит вроде «Экспоната» (также известного как «На лабутенах»). То, что «песня типа лабутенов» вышла под брендом «Зоя», никого не должно смущать: в этом доме всё давно смешалось, и Ксения Руденко вряд ли сама различает, когда она солистка «Ленинграда», а когда лицо проекта «Зоя».
В данном случае песню о женской философии Шнуров решил выпустить от лица Зои, хотя его представления о дамских интересах, в отличие от солисток «Ленинграда», не меняются. Проблематика произведений всегда крутится вокруг модной обуви, дорогих сумок и сплетничающих подруг. В начале куплета солистка, обсуждая фальшивую «Биркин», смачно ругается; эта матерная эскапада остаётся в песне единственной, то есть можно было вообще обойтись без подобной лексики. Похоже, что Сергей Шнуров просто таким образом оставил авторский автограф. Как бы то ни было, в этот момент может возникнуть желание закончить прослушивание – ибо ну сколько можно петь про сумки и неизобретательно материться?
Но дослушайте хотя бы до припева, там вся мякотка. Саунд становится похож на «молодёжный период» Аллы Пугачёвой («Надо же» и другие песни), а то и на «Шальную императрицу» Ирины Аллегровой. Шнур постарался сделать яркий рефрен, который отлично запоминается, несмотря на неочевидный текст: «По ночной Неве гуляла с чашкой кофе я, на моём уме сплошная философия». В клипе режиссёра Антона Долганова Ксения Руденко под эти слова действительно идёт по ночной набережной Невы с чашкой кофе в руках – но столь дословная экранизация не распространяется на куплеты: в них Зоя меняет образы, тщетно изображая девичью сложность и осознанность. Потому что Шнуров постоянно возвращает её от ударных припевов к куплетам о духовности и просветлении. К финалу выясняется, что всё затеяно ради сатирического эффекта: поиски лирической героиней себя, поездки на Алтай, сборы трав и проработка травм в итоге сводится к банальной зависти к обладательнице модной сумки.
Фиксация Сергея Шнурова на этой теме вызывает досаду, ведь к такому припеву стоило бы подобрать более остроумные куплеты и менее банальные сюжетные ходы.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Солист Twenty One Pilots оставил коллегу по группе без булочек
Группа Twenty One Pilots выпустила 25 апреля 2024 года новый сингл и клип «Backslide». В ролике солист коллектива Тайлер Джозеф приезжает на велосипеде в магазин и покупает пакет булочек. После этого он отправляется на велике в путь, по дороге частично съедает одну булочку, вторую меняет на стакан лимонада у мальчика, затем попадает под проливной дождь и наконец добирается до цели: дома своего товарища по группе, барабанщика Джоша Дана, который на гриле жарит бургеры. Вытряхнув из пакета последнюю размокшую булку, Тайлер возвращается обратно в магазин, и история начинается с начала. Режиссером видео стал Джош Дан.
«Backslide» стал третьим синглом с нового альбома Twenty One Pilots «Clancy», релиз которого состоится 17 мая.
Умер последний участник первого состава Moody Blues Майк Пиндер
Майк Пиндер, участник первого состава британской группы Moody Blues, скончался 24 апреля 2024 года в возрасте 82 лет. О его смерти сообщается в соцсетях коллектива.
- Майк Пиндер — музыкант, отец, космический философ и друг Майкл Томас Пиндер умер в среду, 24 апреля 2024 года, в своем доме в Северной Калифорнии, в окружении своей преданной семьи, - сообщается в некрологе. - Семья Майкла хотела бы поделиться с его верными друзьями и неравнодушными поклонниками тем, что он ушел из жизни мирно. Его последние дни были наполнены музыкой, окружены любовью семьи. Майкл прожил свою жизнь с детским удивлением, идя по пути глубокого самосозерцания, соединяющего разум и сердце.
Майк родился в Бирмингеме, Англия, 27 декабря 1941 года. В 1964 году он создал Moody Blues вместе с Денни Лэйном, Рэем Томасом, Клинтом Уориком и Грэмом Эджем. Два года они играли жесткий ритм-н-блюз, позже звучание несколько изменилось с приходом новых музыкантов. Пиндер был последним остававшимся в живых участником первого состава группы: Денни Лэйн умер в декабре 2023-го.
Майк оставался клавишником и автором песен Moody Blues вплоть до 1978 года, принимал участие в записи всех альбомов этого периода, а также прославился как новатор, используя в своем творчестве меллотрон – электромеханический клавишный инструмент, созданный в Англии в 1960-х. По легенде, именно Пиндер познакомил с меллотронами (которые они сам модифицировал) группу Beatles. Уйдя из группы, Майк выпустил четыре сольных альбома. В 2018 году вместе с другими участниками Moody Blues был введен в Зал славы рок-н-ролла.